Каменногорск.ру

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Каменногорск.ру » Каменногорск » История Каменногорска


История Каменногорска

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

А небо
Оно одно для всех
АНТРЕА - КАМЕННОГОРСК
Не многие знают о том, что в Каменногорске был аэродром.
Нынешние жители лишь приблизительно укажут сегодня
место, где он находился: кто-то говорит "за мостом", а кто-то
считает, что у Голубого озера. А уж о том, что история финской
авиации началась в Антреа, известно, возможно, только историкам
да самим финнам.
11 апреля в Каменногорске делегация финских авиаторов возложила
венки к камню, обозначающему местонахождение первого
в истории Финляндии аэродрома. С момента его основания
и ведут финны летоисчисление финской авиации. Этот
год - юбилейный: 90 лет назад был официально открыт первый
аэродром.
... Недалеко от железнодорожного
переезда по дороге на Голубое
озеро есть огороженное колючей
проволокой поле. Рядом - вода.
Здесь нет взлетной полосы, не
было никогда. Поэтому следов
каменной асфальтовой дорожки
искать не надо. Широкую полянку
финны и приспособили под аэродром.
Финские гости вспоминают,
что земля была мягкой, а потому
посадку на мягкий грунт могли
совершать только настоящие профессионалы-
летчики. Так, у одного
из пилотов при посадке на мягкий
грунт самолет потерпел аварию.
Этот факт запомнился и вошел в
историю потому, что всего самолетов
на аэродроме Антреа было 6.
Потеря одного - уже значительна.
Финны бережно хранят свою
историю. Здесь, у камня-мемориала,
они вспоминали о том, с чего все
началось.
В январе 1918 г. радикально
настроенные финские социал-демократы
вместе с другими левыми
силами организовали отряды Красной
гвардии и провозгпасили Финляндскую
Социалистическую Рабо-
Выборга В 3 года остался без родителей
и его усыновила семья военного.
Идея сделать воспитанника
военным принадлежала отчиму.
После Первой Мировой войны отец
закончил первую в России авиационную
школу в Гатчине, получив
специальность летчика-наблюдателя
(штурмана).
Выборг был родным городом
для'Александра. Однако 1918 год -
это год смуты и волнений в Выборге,
ставшем последним оплотом
испопняющим обязанности
главы государства.
После гражданской войны
под влиянием прогерманских
сип осенью 1918 г. на недолгое
время было создано Королевство
Финляндия. С конца
1918 г. Финляндия становится
республикой.
На территориях со смешанным
русско-финским
населением, прежде всего в
Тврийоки (ныне Зеленогорск)
и Виипури группы финских
добровольцев - отряды шюц-
кора устроили этнические
чистки, уничтожая военнослужащих
русского происхождения
(в том числе офицеров,
не имевших никакого отношения
к красным) и принуждая
русское население к выезду в
Советскую Россию. Нападе- у мемориала первого аэродрома Финляндии
ниям подвергалось и граждан- вручали награды
ское население русскою, РОЛЬ-
ского и еврейского происхождения.
Именно в это время, с 24 марта
по 10 мая 1918 года, и существовал
аэродром в Антреа. До 1939 г. торго-
чую Республику. 1 марта 1918 г.
ФСРР и РСФСР установили дипломатические
отношения и заключили
договор о дружбе и сотрудничестве.
Белое правительство Финляндии
скрылось на севере, где регент
барон Карл Густав Эмиль Маннер-
гейм сформировал отряды белой
гвардии и добровольную военизированную
дружину - шюцкор, чтобы
помешать распространению революционного
движения. Началась
гражданская война между белыми и
красными, которым помогали российские
войска, присутствовавшие в
стране. Германия направила дивизию,
чтобы помочь белофиннам
установить прогерманский режим.
Красные не смогли противостоять
хорошо вооруженным кайзеровским
войскам, которые вскоре захватили
Тампере и Хельсинки. Последний
оплот красных - Выборг - пал в
апреле 1918 г. Был созван сейм для
формирования правительства, и
Пер Эвинд Свинхувуд был назначен
вый поселок Ап1геа входил в состав
одноименной волости Выборгской
губернии.
Зимой 1948 г. по решению горсовета
городу Антреа присвоено наименование
"Гранитный". В качестве
обоснования приводилась мотивировка:
"по географическим и экономическим
условиям (ведутся гранитные
разработки)". В июле тога же года власти
меняют решение и переименовывают
Антреа а Первомайск. Через
месяц городу присваивается третье по
счету название - Каменного рас Окончательное
переименование закрепили
Указом Президиума ВС РСФСР от 1
октября 1948 г.
Сегодня уже нет в живых тех. кто
служил тогда на аэродроме. Но их
дети, прибывшие вместе с современными
авиаторами возложить
цветы у мемориала аэродрома,
помнят.
- Мой отец, - рассказывает Юрьё
Торикка, - и был основателем аэродрома
в Антреа Он - уроженец
красных финнов. Капитан русской
армии Александр Крашенинин -
отец рассказчика - включается в
подпольную работу по созданию
шюцкора (белых отрядов местной
самообороны). После победы белых
на севере и в Центральной Финляндии
основные военные действия
переносятся на перешеек. В Антреа
располагался штаб Маннергейма. В
выборгском шюцкоре становится
известно, что многие летчики в
Петрограде недовольны политикой
большевиков и готовы перейти на
сторону Финляндии. Крашенинин
получает задание создать из русских
дворян-добровольцев отряд
авиаторов и закупить самолеты и
вооружение для них. И такие русские
дворяне, не согласные с политикой
фасных, нашлись среди однокашников
и знакомых Александра
Крашвнинина. За коньяк в Ленинграде
удалось договориться и о
покупке самолетов. Скрываясь от
преследований, русские дворяне
вынуждены были скрывать и свои
имена; они берут финские. Так,
старший лейтенант морской пехоты
Игорь Зайчевский становится капитаном
Эриком Илмариненом. Его
брат Олег - капитаном Отто Илмариненом.
Лейтенант морской пехоты
Михаил Шаблович стал капитаном
Микко Хейконеном. Михаил
Сафонов - Микко Вуоренхеймо.
Перелетевший вместе с Шаблоеи-
чем прапорщик инженерных войск
Воробьев получает псевдоним
Ауэрмаа без присвоения воинского
звания. Капитан Владимир Парфи-
ненко не хотел брать финское имя.
Он избрал для псевдонима сочетание
двух слов: Адлер Хейм. (Этот
момент вызвал улыбку у представителей
финской делегации. Перевести
сочетание переводчица не смогла.
Приблизительно, с её слов,
псевдоним связан со словом
"птица".)
Задачами авиационной группы
были разведка и бомбардировка.
Бомбы весом 50 кг сбрасывались на
глазок и попадание было, в
общем-то, делом случая...
Участие летчиков в военных
действиях было недолгим.
Всего 40 вылетов совершили
самолеты с аэродрома
Антреа. После тяжелых боев
белые освободили Выборг.
Уже 10 мая 1918 года аэродром
был перенесен в Лап-
пеенранту. Там была создана
первая авиационная
школа. Учителями, которые
учили юных летчиков, стали
те самые русские дворяне и
финские летчики, которые
создали первый финский
аэродром в Антреа. Сейчас
студенты из Лаппеенранты
ищут доказательство того,
что именно в Антреа началась
школа первых финских
пилотов.
Пока же на месте аэро-
дрома стоит только огромный
камень. 10 лет назад финские
авиаторы установили на камне
мемориальную табличку. Но чтобы
сохранить этот знак, его пришлось
снять: дабы ненароком не сдали
табличку в металлолом. Теперь она
хранится в школьном музее и лишь
изредка, на подобные мероприятия,
доставляется на свое изначально
предназначенное место - территорию
памяти о первом финском
аэродроме.
Песней об аэродроме Антреа и
стихами финского поэта закончился
митийг в Каменногорске. Глава
администрации Каменногорского *
городского поселения как бывший
инженер-механик по эксплуатации
самолетов поздравил коллег- авиаторов
с праздником:
- Небо покоряется только мечтателям
и бескорыстным труженикам/
Когда видишь в небе самолет,
поверьте, сердце замирает, и понимаешь,
как хочется взглянуть с
высоты полета на красоту нашего
края! Хочется верить, что полеты
над Камеи но горском еще возродятся.
Не сейчас, так потом.
С 90-летним юбилеем авиации
Антреа!
Людмила ЛУКЬЯНОВА
Первые самолеты е Антреа

0

2

Да нет о аэродроме местные жители знают,да и статью читали правда несколько лет назад.И автор живет в нашем городе.

0

3

Еще наверное можно прогуляться по дорожке вымощенной камнями, что вела к аэродрому. Как и все финские сооружения строилась на совесть.

0


Вы здесь » Каменногорск.ру » Каменногорск » История Каменногорска